Боги Плоского Мира Общая характеристика Существование Плоского Мира возможно лишь в таких областях вселенной, где ткань реальности менее плотная, по сравнению с нашим миром. Слабое давление реальности приводит к тому, что на Плоском Мире вера обладает могущественной силой. То, во что верят, обретает самостоятельную жизнь. И наоборот, неверие может сделать несуществующим все, что угодно, не считаясь с фактом его существования. Боги Плоского Мира реальны, ибо в них верят. Они присутствуют повсюду. В настоящее время, на Плоском Мире насчитывается примерно 3,000 основных Богов.
В потенции, количество Богов бесконечно, так как любое событие или явление может привести к возникновению очередного божества. Например – потерявший овцу пастух, находит ее, запутавшуюся в кустах терновника. Невежественный крестьяни верит, что это дух терновника помог ему в его поисках, он возносит молитву или даже приносит жертву духу терновника и в мире появляется еще одна божественная сущность. Ключевым моментом в возникновении Божества на Плоском Мире является наличие Веры в него. Последовательность событий именно такова — сначала вера, потом явление. Божество обретает свою форму под воздействием веры своих последователей, его могущество прямо пропорционально их количеству и глубине их веры. Боги, потерявшие своих последователей, постепенно теряют силу.
Самые могущественные Боги обитают во дворце на вершине самой высокой горы миры Кори Челести, который называется Данманифестин (Dunmanifestin). Предполагается, что это искаженное "Done Manifesting" – «Достало Проявляться», поскольку большинство обитателей этого пышного дворца предпочитают свои хоромы, миру внизу и лишь изредка осчастливливают своих особо верных последователей случайной молнией. Верховным богом Данманифестина является бог Слепой Ио – сочетающий в себе черты как древнегреческого Зевса, так и скандинавского Одина, а прообразом горы Кори Челести несомненно является Олипм.
На Плоском Мире есть еще одна разновидность Богов — Маленькие Боги, являющиеся аналогами греко-римской концепции сверхъестественного (лары и пенаты). Это Боги определенных мест — одиноко стоящих деревьев, родников, место пресечения двух лесных тропинок. Могущественные Боги, потерявшие своих последователей, а значит и силу, также переходят в разряд Маленьких Богов.
К разновидности богов также относят демонов, которые начали свое существование на Плоском Мире в одно и тоже время, что и боги.
Во вселенной Плоского Мира кроме Богов присутствуют еще и так называемые "Сверхъестественные создания". Они появились вместе со вселенной, более могущественны, чем боги и вера в них не является необходимым условием их существования.
Вследствие того, что на Плоском Мире единственным необходимым и достаточным условие для возникновения Бога является вера, связь между смертными и сверхъестественными довольна размыта. В результате различных событий, люди могут приобрести как временные, так и постоянные способности бога или другой антропоморфной персонификации. Например – Мор, Сьюзен, Лобсанг Лудд, Мойст фон Липвиг, Теппик и другие.
Список известных богов, обитающих в Дунманифестине Алоура (англ. Alohura), Богиня Молний;
Аниджер (англ. Aniger), Богиня Сплющенных Животных;
Анойя (англ. Anoya), Богиня Вещей, Застрявших в Комоде;
Астория (англ. Astoria), Богиня любви;
Наливай, Бог Вина и Штучек на Палочках, Bibulous [H, TLH]
Билиус, О Боже Похмелья, Bilius [H]
Вильф, Бог Астрологии
Тошнотия, Богиня Тошноты, Vometia [TLH]
Госпожа Лето, [WS]
Госпожа Удача (англ. Luck)
Джими, Бог Попрошаек, Jimi [MAA]
Зефирус, Бог Легкого Ветерка, Zephyris [COM]
Слепой Ио (англ. Blind Io) — владыка богов, громовержец;
Кубал (англ. Cubal), эфебский Бог Огня;
Либертина, Богиня Моря, Яблочного Пирога, Некоторых Сортов Мороженного и Коротких Кусков Веревки, Libertina [TLH]
Морская Королева, Sea Queen [SG]
Неольдиан, Кузнец Богов, Neoldian
Нугган (англ. Nuggan), Бог Бумагодержателей, Правильного Расположения Вещей на Столе, когда не Хватает Места и Необязательной Бумажной Работы;
Ом (англ. Om) — верховный бог Омнии;
Оффлер (англ. Offler), Крокодиловоголовый Бог Крокодилов;
Патина (англ. Patina), эфебская Богиня Мудрости;
Петулия, Богиня Продажной Любви (Эфеба), Petulia [SG]
П’Танг П’Танг, Бог Тритонов, P’tang P’tang [SG]
Рок, Fate
Рег, Бог Клубных Музыкантов, Reg [SM]
Тювельпит, Бог Вина (Эфеба), Tuvelpit [SG] (см. Бибулос)
Семирукий Сек, Seven-Handed Sek
Свиво, Бог Лесоматериалов, Sweevo [TLH]
Смимто, Бог Вина (Цорт), Smimto [SG] (см. Бибулос)
Урика, Богиня Сауны, Снега и Театральных Актеров, Представляющих для Небольшого Количества Зрителей (Меньше, Чем 120), Urika [TLH]
Федекс, Посланник Богов, Fedecks [SG]
Флатулус, Бог Ветров (Эфеб), Flatulus [SG, TLH]
Фургол, Бог Обвалов, Foorgol [SG]
Шанс, Chance [COM]
Эррата, Богиня Разногласий, Errata
Выдающиеся божества
Аниджер, Ох Богиня Раздавленных Животных
Младшее божество. Она сравнительно недавно появилась в пантеоне богов Плоского мира, вероятно в связи с улучшением качества дорог и карет, которые стали ездить с большей скоростью. У нее есть «титул», так же как у бога похмелья — «Ох», потому, что она всегда упоминается в словах — Ох, что это такое я только что сбил? (Английское имя Aniger является перевернутым Regina)
Анойя, Богиня Вещей, Застрявших в Комоде
Одна из младших божеств. Богиня Вещей, Который Застряли в Комоде. Анойю прославляют с шумом дергая ящики и выкрикивая «Как этот ящик закрылся с нужной мне вещью внутри и теперь не может открыться? Кто купил эту дрянь? Как ею вообще пользоваться?». Анойя также питается штопорами. Несмотря на то, что Анойю можно отнести к маленьким богам, в Храме Маленьких Богов в Анк-Морпорке ей не поклоняются. Но у нее есть свои последователи, например, семейство МакКалариат из Анк-Морпорка поклоняется ей уже пять поколений подряд. В анк-морпоркском Королевском Музее Искусств хранится знаменитая картина — «Анойя, восстающая из посудомойки». До того, как стать Богиней застрявших Вещей, Анойя была Богиней Вулкана. Она и сейчас появляется повсюду с неизменной сигаретой в руках. Анойя упоминается в книгах «Опочтарение», «Бац!» и «Зимних дел мастере».
Астория, Богиня любви
Эфебская богиня Любви, не пользующаяся особым расположением бога Ома, сестра богини мудрости Патины. Это она подкупила Рима Цортианского, чтобы тот украл и спрятал Золотую Саблю, в награду отдав ему самую красивую женщину Цорта — Эланор Цортианскую.
Наливай
Бог Вина и Штучек на Палочках. Довольно популярный бог, особенно в странах, где климат позволяет выращивать виноград. Подобно Слепому Ио, он также предпочитает появляться в разных странах под разными именами, так, в Цорте он известен под именем Смимто, а в близлежащем Эфебе — Тювельпита. Это жизнерадостный упитанный розовощекий здоровяк, который проводит свое время на бесконечных вечеринках, распивая разноцветные напитки, украшенные бумажными зонтиками. Он никогда не страдает от похмелья, предоставляя эту работу Билиусу, Богу Похмелья, который ненавидит его всем сердцем.
Билиус, О Боже Похмелья
Бог имеет обличье юноши с выступающим кадыком, его голову украшает венок из виноградных листьев. Своим существованием Билиус обязан целому ряду магических событий, произошедших в результате попытки уничтожить Санта-Хрякуса.
В то время, как Бог Вина проводит все свое время напиваясь без меры на веселых пирушках, Билиус пребывает в постоянном сверхъестественном жутком похмелье, которое по справедливости должно терзать по утрам не его, а Бога Вина.
Вполне возможно, что в настоящее время он нашел себе новую работу — подменяет богов, которым требуется уйти в отпуск.
Госпожа Лето
Антропоморфная персонификация лета. Однако, она является «полноценной» богиней, о чем подчеркивается в книге «Зимних дел мастер». Хотя она и олицетворяет собой природное явление, так же как и Зимовой, который не более, чем элементаль, она также выполняет функции богини плодородия и стоит выше на иерархической лестнице сверхъестественных созданий Плоского Мира.
Госпожа Лето появляется в виде красивой женщины с золотистыми глазами змеи — змея также, ее истинный образ. В руках она обычно держит Рог изобилия — Корнукопию. Слепой Ио создал Корнукопию из рога волшебной козы Альмегии, чтобы накормить детей Богини Бисономии, которая была затем превращена в дождь из устриц, Эпидитием, Богом Картофелеобразных Предметов, после того, как она оскорбила Резонату, Богиню Горностаев, кинув крота на ее тень. После чего Слепой Ио отдал Рог Изобилия богине Лета, которая стала ее обязательным атрибутом.
Когда наступает зима, госпожа Лето скрывается в подземном мире и спит там до весны, когда люди на поверхности танцуют специальный танец — Танец Морриса приглашающий и приветствующий наступление лета.
Госпожа Удача
Олицетворение удачи, Богиня, Которую Нельзя Называть по Имени.
Она всегда противостоит Року и также, как и он, непостижима. Но если он неумолим, то ее можно назвать капризной.
Обычно появляется в виде удивительно красивой женщины с ярко-зелеными глазами — зелеными, как натуральные изумруды и блестящими, как крылья стрекозы. Как и все остальные боги и богини, она способна менять свой внешний вид, но не глаза. Она никогда не является тем, кто ее ищет, однако, славится тем, что может прийти на помощь в великой нужде. Но в то же время, может и не прийти. Тот, кто попытается положиться на нее, может потерять ее расположение. Известно, что несколько членов Гильдии Игроков, которые пытались организовать что-то вроде ритуала поклонения ей, погибли в течение недели после первого же богослужения. У нее есть слабость появляться при попытках воспользоваться последним, отчаянным, одним из миллиона шансом, но было бы крайне неразумно надеяться на это. Хотя она бесспорно одна из самых могущественных богинь за все время существования мира, у нее нет храмов. Известно, что она не любит вычурности молитвенных четок, но ее притягает стук игральных костей.
Морская Королева
Богиня Моря, собственно, воплощение самого моря. Считается одной из самых могущественных богинь, т.к. в силу моря верит огромное количество людей. Однако она редко оправдывает надежды своих последователей.
Хотя Морская Королева и одобряет - как и все боги - жертвоприношения верующих, она вполне может обслужить себя сама, потопив пару-другую кораблей. Обычно эта богиня отдает предпочтения количеству. Однако она капризна, своевольна и склонна менять свои решения.
У Морской Королевы нет определенной внешности. Обычно она поднимается из моря в виде водяного столба, принимающего любую угодную ей форму. Тем не менее, можно предполагать, что в Дунманифестине она появляется в человеческом обличье.
Слепой Ио
Верховный Бог Диска, которым он стал и продолжает оставаться благодаря своей бдительности. Его прообразами являются скандинавский бог Один и древнегреческий бог-олимпиец Зевс. Основным атрибутом Слепого Ио является молот.
Он выглядит как крупный мужчина с длинными седоватыми волосами, чьи глаза прикрыты повязкой. Пустые глазницы под повязкой затянуты кожей, а его глаза, которых у него несметное количество, ведут полунезависимый образ жизни, вращаясь по эллиптической орбите вокруг его тела. Говорят, что глаза Слепого Ио всевидящи. Когда-то у него были священные животные — вороны, которые облетали мир, шпионя для Ио и передавая вести от него. Но поскольку вороны не могли удержаться и жадно пожирали свое излюбленное лакомство — глаза, Ио пришлось отказаться от их услуг.
Слепой Ио является богом грома и представляет собой всех богов-громовержцев на Диске, меняя облик с помощью фальшивых носов, разных голосов и семьдесяти различных молотов, которые он использует в зависимости от верующих, перед которыми должен предстать. Его последователи в разных странах верят, что имеют своего собственного бога-громовержца, тем не менее, все они поклоняются Слепому Ио, выступающему под разными именами (множество имен Ио может быть аллюзией на многочисленные прозвища Одина). Это дает ему необходимое количество последователей, чтобы сохранять свое главенствующее положение. Слепой Ио держит монополию на гром: в то время, как все остальные божества могут пользоваться молниями, эксклюзивным правом на гром имеет только Ио.
Высшим жрецом Слепого Ио в Анк-Морпорке является Гьюнон Чудакулли, родной брат Наверна Чудакулли, аркканцлера Незримого Университета и неформальный лидер всего духовнства Анк-Морпорка.
Про Ио также говорят, что он появился на Диске после какого-то ужасного и таинственного происшествия в другой реальности — в его вселенной произошла какая-то катастрофа, но он спасся и обосновался на Плоском мире.
Слепой Ио не глуп, но обладает весьма традиционным мышлением. Впрочем, как и все боги.
Неольдиан
Кузнец Богов. Он выковал Золотую Саблю с высеченными на ней словами «Для Наисильнейшего — Lagunculae Leydianae Non Accedunt (Батарейки В Комплект Не Входят)». Он также отремонтировал Воздушный Змей Леонардо Щеботанского, чтобы тот смог беспрепятственно вернуться в Анк-Морпорк.
Нугган
Нуггану поклоняются в Борогравии, как единственному и всемогущему богу, но за ее пределами он известен как Бог Нугган, Бог Бумагодержателей, Правильного Расположения Вещей на Столе, когда не Хватает Места и Необязательной Бумажной Работы. Обычно он носит пышные небольшие усы.
Его Священное Писание «Книга Нуггана» является Живым Заветом, в который регулярно добавляются новые параграфы. И его последователи регулярно добавляют новые страницы в переплеты. Эти новые добавления обычно пополняют список запретов для нугганцев. Ко времени событий книги «Чудовищная рота», эти заповеди приобрели довольно бессмысленный характер — среди его постоянно растущего списка Запретов можно найти кошек, голубой цвет, гномов, устриц, грибы, шоколад, чеснок, детей, сыр, запах свеклы и уши. Он также ярый противник семафоров, поскольку они мешают его последователям быть стойкими в вере.
Ныне этот бог мертв, так как его последователи слишком много внимания стали уделять списку запретов, подобно тому, как слишком усилившаяся церковь Ома в Омнии некогда привела к ослаблению веры в бога Ома.
Оффлер
Крокодилоголовый бог, которого сопровождает стая священных птиц, которые сообщают ему последние новости и заодно чистят зубы. Из-за своих длинных клыков он шепелявит.
Считается, что он появился в Клатче, но по сути, ему поклоняются по всему Диску, в странах с жарким климатом и крупными реками. Оффлер существует достаточно долго (чему способствует большая популяция крокодилов в реках Клатча) и за это время приобрел довольно прагматичный взгляд на жизнь. Он знает, что люди ждут от божества Заповедей, но не хотят, чтобы Заповеди были слишком трудны для выполнения. Чтобы привлечь последователей, он почти отказался от запретов, за исключением некоторых видов особо невкусной пищи, например, брокколи.
Его последователей называют Оффлианцами и первый месяц календаря — Оффль, назван в его честь. Как ни странно, все больше поклонников этого бога появляется в Анк-Морпорке — городе с умеренным климатом и рекой, в которой не выживет ни один крокодил. Традиционным жертвоприношением Оффлеру (по крайней мере в Анк-Морпорке) являются связки сосисок, которые сжигаются на алтаре. Предполагается, что истинная сущность сосисок вместе с дымом восходит к Оффлеру, а жрецы поедают оставшийся после сжигания пепел. Атеисты и не-оффлианцы находят этот ритуал крайне подозрительным.
Предположительно, проообразом Оффлера послужил древнеегипетский бог воды Себек.
Ом
Ом, или Великий Бог Ом (англ. Great God Om) — персонаж вымышленной вселенной Плоский мир английского писателя Терри Пратчетта. Центральная фигура религии омнианство, которую исповедуют, в основном, в Омнии. Его главный храм располагается в Коме — городе-крепости, столице государства. Верующие в Ома называются омнианами. Историю омнианства можно рассматривать до и после встречи Ома с Брутой (Восьмым пророком), которая описывается в книге «Мелкие боги».
Омнианство до Восьмого пророка
Омнианство утверждает, что Ом — единственный бог, всемогущий, всеведущий и вездесущий, он создал мир, людей и все сущее (явная аналогия с богами монотеистических религий нашего мира). Ома обычно изображают в виде могучего быка с железными копытами и рогами, а его священным символом являются «священные рога» (их знак чертится рукой в воздухе, либо человек складывает в него ладони). Золотые рога украшают и главный храм в столице Омнии — городе-цитадели Коме.
Омнианство придерживается постулата о том, что мир — круглый, обращается вокруг солнца, что прямо противоречит реальности (согласно сеттингу Плоского мира, объективным фактом является то, что Диск — плоский, солнце вращается вокруг него). Пуп Диска омниане называют Полюсом, а Край — другим Полюсом. Ересь о Черепахе считается одним из величайших грехов.
Омнианство придерживается веры в переселение душ, одновременно исповедуя концепцию ада для грешников. Концепции рая нет, или она малозначима.
Священной книгой считается Семикнижие, написанное пророками. Омнианство считает, что бог Ом избирал Семь пророков, чтобы передать им свои заветы, а также ожидает Восьмого пророка.
Церковная система очень развитая. Главой церкви является семиарх, чья резиденция находится в Цитадели Ком (столица Омнии).
В теологии омнианства понятие «фундаментальной истины» имеет решающее значение — неважно, что говорят тебе глаза и уши, важно, что говорит тебе твой Бог. Все, что не сказано в Семикнижии — ересь. Для выкорчевывания ереси церковью создана квизиция — организация, аналогичная инквизиции.
Фанатично верующие, но заблуждающиеся омнианцы спровоцировали множество религиозных войн на Клатчском континенте. Государство, основанное на культе Ома, постепенно стало одним из сильнейших государств континента.
Примерно за сто лет до времен, описываемых в большинстве книг Плоского Мира, Омния достигла максимального расцвета, церковь невероятно усилилась и церквная власть стала, по сути, абсолютной. Но одновременно с этим, омниане перенесли свою веру в Ома на священнослужителей и ритуалы.
Квизиция
Хотя никто в Омнии во времена, описываемые в романе «Мелкие Боги», не верил в самого Ома, омниане верили в его священников, особенно в Квизицию, а ещё больше в то, что Квизиция делала с неверующими. Квизиция (которая делилась на Инквизицию и Эксквизицию) занималась в основном тем, что пытала людей, согласно их неофициальному девизу «Cuius testiculos habes, habeas cardia et cerebellum», который Терри Пратчетт переводит как «Если вы завладели их вниманием, значит, завладели их сердцами и умами» (ссылка на цитату, приписываемую одному из советников Ричарда Никсона; на самом деле речь идет не о внимании, а о тестикулах — мужских половых железах). Также они используют книги вроде «Torquus Simiae Maleficarum» — «Отвертка Ведьм» (аллюзия на книгу «Malleus Maleficarum», или «Молот ведьм»).
Книга Ома говорит, что ведьмам не место среди живых, хотя, это вполне может быть неправильный перевод со староомнианского, как и то место, где говорится, что ведьм можно поймать в ловушки из патоки. Вполне возможно, что слово, переведенное как «ведьма», должно переводиться, как «таракан» (этот момент — пародия на богословский спор вокруг строфы 22:18 Исхода — «Thou shalt not suffer a witch to live», дословно: «Ты не будешь спасен, оставив ведьму живой»). Также и в последующем абзаце, где говорится, что ведьмы способны насылать похотливые желания, последнее выражение может быть прочитано как «жареные омары».
Омнианство было крайне жестокой религией, пытки и убийства неугодных людей были в порядке вещей, причем малейшего подозрения квизиции уже достаточно для доказания вины (Ом не заронил бы зерно сомнения в душу квизитора, если бы человек был невиновен). Считалось, что только очищение муками и смертью может спасти заблудшие души.
Ом в книге «Мелкие боги»
До начала книги Ом, желавший воплотиться в быка или другое священное животное, вдруг оказывается в теле черепахи и забывает о своей божественной сущности. Случайно оказавшись рядом с юношей по имени Брута, Ом вспоминает о своей сути и обращается к нему.
Оказывается, что Ом потерял всю свою силу, так как верит в него — по-настоящему — только один человек, Брута. Бог Ом оказывается не всемогущим, не всеведующим, и даже не самым сильным богом (даже в период расцвета). Он понятия не имеет о заветах пророков и прочих фундаментальных для омнианства вещах, и, в общем-то, благожелательно-равнодушен к людям. Циничный, эгоистичный, но достаточно разумный и не без юмора, Ом остается с Брутой, и под его воздействием начинает меняться, так как бога формируют те, кто верит в него.
Ом искренне привязывается к Бруте, хотя немалая доля этой привязанности основана на страхе потерять свою личность, если Брута умрет или разуверится в Оме. Ома поджидает и опасность умереть физически.
Когда Бруту казнят за ересь, Ом жертвует своим физическим существованием, чтобы спасти его, а так как он обставил это довольно театрально, он, под притоком веры присутствующих, получает могущество. В облике огромной золотой человекообразной фигуры (ранее не-животный облик был Ому недоступен), он освобождает Бруту, и тот официально провозглашается Восьмым Пророком. В принципе, Брута как источник веры Ому уже не нужен, но, сформированный личностью Бруты, перерожденый Ом уже не таков, как был раньше — понятие любви, этики и милосердия ему уже не чуждо.
Ом, насильно заставив богов других религий остановить вторжение в Омнию объединённого войска стран, которым Омния ранее угрожала, уходит. Брута же меняет основные постулаты омнианства.
Омнианство после Восьмого пророка
Ранее омнианство было крайне нетолерантной религией, в основном не из-за нетерпимости Ома, а из-за его безразличия. Пытки еретиков, показательные казни были вполне обыденным делом.
Проведя некоторое время в теле черепахи («Мелкие боги»), Ом изменил свои взгляды и с помощью Бруты сделал омнианство одной из самых терпимых религий Плоского Мира, хотя омниане до сих пор уверены, что Ом — единственный истинный бог, или, как минимум, единственный бог, которому стоит поклоняться. Сейчас Ом предпочитает не вмешиваться напрямую в дела своих почитателей и предпочитает, чтобы они сами создавали свои этику и богословие, основываясь на вере в его существование и на его последних заповедях, превративших прежние символы веры в миролюбивые и добродетельные основы религии. Современное омнианство говорит, что превосходство Ома над другими богами заключается не столько в силовых методах, сколько в обилии новых мыслей и идей.
Церковь широко пользуется евангелическими методами, и ее последователи ходят по домам и обращают неверующих в свою веру. Так омнианство становится все популярнее, потому что верить в бога, который в принципе ничего и не делает, довольно удобно. И благодаря тому, что Брута допустил существование различных точек зрения на одну проблему, каждые две недели в церкви происходит раскол.
Многие современные омниание носят имена типа «Порази-Неверующего-Ловкими Аргументами», «Посети-Неверующего-С-Разъяснительным-Памфлетом» и «Достойны-Похвалы-Славящие-Ома». Это резко отличается от староомниан, которые в основном носили кровожадные имена. Эти имена — пародия на наставительные пуританские имена вроде «Будь-Счастливым», «Бойся-Господина-Своего», «Иов-Трудился-В-Золе» и «Если-Иисус-Умер-Зря-Будь-Ты-Проклят» Бурбон. Предок Сэмюэля Ваймса «Не-Потерплю-Несправедливости» также назван на пуританский манер, и это имя является аллюзией на реально существовавшего Оливера Кромвеля.
Реформированнное омнианство также имеет свои дурные стороны. Их освещает персонаж Довольно Преподобный Овес из книги «Carpe Jugulum. Хватай за горло» — омнианский священник, который начал сомневаться в своей вере в Ома из-за бездействия бога, излишней миролюбивости учения и очевидной глупости заповедей. Овес тайно тосковал по прежнему «огню» кровожадных омнианских пророков. Беседы Довольно Преподобного Овса с матушкой Ветровоск вскрывают социальные и психологические аспекты современного омнианства (через его призму — христианства), и в итоге Овес находит меру веры в природе самой своей веры и святости, а не в сути догматов религии.
Интересно, что Довольно Преподобный Овес теряет свой священный амулет — «Черепашку Ома». Этот символ основан на форме, в которой долгое время пребывал Ом (он заменил «Священные Рога», символ предыдущего воплощения Ома в образе белого быка), а также он символизирует металлическую черепаху, на которой должен был погибнуть Брута, но был спасен своим богом. Чтобы заменить потерянную реликвию, Джейсон Ягг сделал Овесу амулет в виде двустороннего топора, который должен был символизировать момент истинной веры, когда Овес уничтожил вампира маленьким топориком, превращенным силой его веры в священное оружие.
Коммaндер анк-морпоркской стражи Сэмюэль Ваймс называет Ома «очень популярным» богом, отчасти из-за того, что тот не требует мерзких обрядов, каких-то особых одежд и дает верующим относительную свободу действий.
Омнианство в целом — пратчеттовская пародия на христианство.
Патина
Эфебийская богиня Мудрости, ее имя составлено из двух имен древнегреческой богини мудрости: Афина и Паллада. Ее священным животным является пингвин. Вообще то, символом мудрости всегда была сова, но так получилось, что один не очень умелый скульптор сваял ее статую с птицей, слишком сильно похожей на пингвина. Со временем, люди поверили в пингвина, а на Плоском Мире вера придает богам форму, в которой они существуют.
Патина сестра богини Любви Астории.
П’Танг П’Танг
Бог очень малочисленого племени, живущего в болотах около Омнии. Численность племени составляет всего 51 человек и они верят, что кроме них, в мире больше нет людей. Потому, у этого бога всего 51 последователь. Внешне он похож на тритона и разговаривает как ребенок.
Рок
Один из наиболее могущественных и безжалостных богов. Иногда его также относят к антропоморфным персонификациям.
Он выглядит как мужчина среднего возраста и приятной наружности, но его выдают глаза, похожие на бездонные колодцы. На первый взгляд они кажутся просто темными, но при более пристальном вглядывании обнаруживается, что его глаза это провалы в тьму, столь отдаленную и глубокую, что наблюдатель начинает ощущать, как его неумолимо затягивает в эти омуты, в эту бесконечную ночь, заполненную ужасными вращающимися звездами.
Его излюбленное времяпровождение — игра в шахматы с другими богами, причем вместо фигур боги используют смертных. Он всегда выигрывает, одна лишь Госпожа Удача может превзойти его в этой игре.
С Роком можно сторговаться, хотя это чрезвычайно трудно и он всегда заламывает неимоверно высокую цену. Согласно пословице, его нельзя обмануть. Тем не менее, и из этого правила есть свое исключение — один раз это сделал Коэн-Варвар. Существует гипотеза, что Ринсвинду также удавалось несколько раз обмануть судьбу, однако возможно, что это было вмешательством Госпожи Удачи, чьей любимой фигурой как раз и является Ринсвинд.
В Квартале Богов в Анк-Морпорке у него есть храм из свинца.
Ходят слухи, что Рок появился на Диске откуда-то из другого мира.
Федекс
Федекс — Вестник Богов, эфебская версия Гермеса, а его имя является аллюзией на Федеральный Экспресс. О внешнем виде Федекса можно судить по золотой статуе, украшающей здание анк-морпоркского почтамта. Это сияющая фигура, увенчанная крылатой шапочкой, в крылатых сандалиях и с крылатым фиговым листочком.
Фургол
Эфебский бог снежных лавин. Комический палиндром, английское имя Foorgol, это перевернутое «Log Roof». Поскольку жаркий Эфебский климат не дает ему возможности наказывать нечестивцев, насылая на них снежные обвалы, эфебцы привыкли относиться к нему с некоторой насмешкой.
Эррата
Богиня Разногласий. Именно эта малоизвестная богиня и послужила причиной Цортианских Войн, а вовсе не красавица Эланор, как многие считают. Эту малопопулярную, по вполне понятным причинам, богиню никогда не приглашали на свадьбы, в том числе и на свадьбу Пелории и Тета. Разозленная богиня замыслила план отомщения. Она упросила Неольдиана, Кузнеца Богов, выковать ей Золотую Саблю, с выгравированной на ней надписью «Для Наисильнейшего». Разумеется, боги передрались между собой за право владеть этой Саблей. К счастью, Неольдиан догадался добавить на ее эфес надпись «Батарейки В Комплект Не Входят». Но тем не менее, к удовольствию Эрраты, сабля стала предметом спора между богиней Патиной, которая считала, что это изысканная метафора для Бренности Бытия и богом Цефутом, который полагал, что это всего лишь здоровенный нож. Когда страсти накалились, Астория, сестра Патины, надоумила Рима Цортианского украсть и спрятать Золотую Саблю только для того, чтобы заставить свою сестру замолчать. В награду, Астория дала Риму Цортианскому красавицу Эланор и, таким образом, горячий спор перерос в Цортианскую Войну.
Источники
Терри Пратчетт «Мелкие боги»
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»
Терри Пратчетт «Зимних дел мастер»
Терри Пратчетт и Стивен Бригз «The Discworld Companion»